ac_2012

Category:

Как новостные заголовки влияют на наше восприятие мира

31 May 2019

https://www.freepik.com/free-photos-vectors/background Background vector created by macrovector - www.freepik.com
https://www.freepik.com/free-photos-vectors/background Background vector created by macrovector - www.freepik.com
На фоне истерики из-за коронавируса — довольно актуально! (25.02.2020)

В современном цифровом мире новости это не просто сводка с места событий, это еще и инструмент манипуляции восприятием окружающей действительности. Фактически новостные СМИ формируют нашу картину мира и жизни в целом. При условии, что вы читаете или смотрите новости, конечно. Но, если вы читаете эту заметку, значит в курсе. (Тут должен быть смайлик, но в «серьёзных" статьях использовать эмодзи пока еще не принято.) Любой текст, а тем более с фотографиями, может быть мощнейшим инструментом пиара. Соответственно, его можно использовать для создания определенного типа мышления. С какой целью и кто это заказывает – мы оставим за кадром, это не тема для данной статьи. Тут я хочу лишь кратко привести примеры и показать как это работает.

Для того, чтобы создать негативный или положительный образ не нужно подменять факты или специально выдумывать какие-то новости (феномен fake news). Профессиональные пиарщики никогда так не делают. Но, к сожалению или, может быть, к счастью, журналисты не всегда являются пиарщиками.

Первый пример негативной ленты:

В Москве электричка сбила двоих мужчин, один погиб
Россиянам сократят новогодние каникулы
В центре Иерусалима мужчина ранил ножом двух человек
В результате авиакатастрофы погиб 41 человек
Речное судно перевернулось на Дунае, погибли 7 человек

Есть ресурсы, предлагающие только позитивные новости, но это тоже неверно. Мир такой, какой есть, не надо одевать розовые очки. Можно любую, даже саму трагическую новость, подать в позитивном ключе. Конечно, это ничего поменяет для тех, кто пострадал или их родственников. Но сейчас речь о восприятии среднестатистического гражданина, который напрямую отношения к событиям не имеет и для которого новости это окно в мир.

Те же новости с позитивными заголовками:

Один мужчина выжил при наезде электрички на двоих человек
В 2020 году новогодние каникулы продлятся восемь дней
Напавший на прохожих с ножом мужчина был обезврежен израильскими полицейскими в историческом центре Иерусалима
В авиакатастрофе выжило 37 человек
Речное судно перевернулось на Дунае, выжили 27 человек

Считается, что катастрофы и происшествия лучше продаются. Хотя достоверных исследований на эту тему я не видела. Предположим, что да, это работает. Но не когда вся лента новостей состоит из кошмаров. В этом случае человек просто внутренне немеет, чужие страдания перестают его трогать. Возникает эмоциональная апатия. О себе же он переживать не перестает. Постоянные ужасы в новостях начинают работать на страх – за себя или близких – и в итоге формируют негативное сознание и восприятие окружающего мира. Как часто мы слышим от знакомых «почитал новости, все так плохо в мире, как же жить?» Заголовки формируют очень мрачную картину мира. При этом человек постепенно становится фаталистом, перестаёт верить в то, что может что-то изменить. Ведь он видит, что все становится только хуже, если что-то и меняется, то только в худшую сторону - в качестве примера он приводит новостную ленту. И действительно, если смотреть только на заголовки, то все выглядит очень плохо и бесперспективно.

Вот лишь простой пример того, как это работает. Следует отметить, что такую подачу новостей используют как консервативные СМИ, так и либеральные. Так почему же основные информагентства по всему миру накаляют и без того накаленную обстановку?

#медиа #журналистика #общество #новости #сми #этика #заголовки #пиар

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.